Шины высокого давления
Классифицировать автомобильные покрышки можно по многочисленным критериям: строению корда, высоте профиля, типу и виду рисунка, размеру, наконец, вылету и другими параметрам.
Сюда входит и показатель давления в шине, который считается нормой.
О том, какое давление в шинах нормальное, пишется на их боковинах, да и производитель автомобиля сопровождает машину такой же информацией. О том, что будет, если перекачать шины или накачать меньше нормы, говорить не будем. Ясно, что нормальное давление в шинах на разном транспорте может быть своим. Отсюда следует, что бывают шины низкого давления, но есть и шины высокого давления, о которых мы и начали речь со столь долгого вступления.
Визуально сказать, что такое шины высокого давления, не получится. Они похожи на обычные автомобильные шины, но вместо пресловутых 2-2,5 атм давление в шинах здесь может достигать 4,5-7,5 кг/см3. Это, кстати, эквивалентно 0,6-0,7 мПа. Внутри шины высокого давления строение имеют несколько другое. Тут объем воздушной камеры меньше, а боковина, соответственно, толще, поскольку корд шины высокого давления образует большее количество слоев.
Все правильно – нужна повышенная прочность для удержания такого давления и надежности покрышки, устойчивости ее к проколам и разрушению.
Бортовая часть шины высокого давления также более массивна, зато протектор мельче. Обычно профиль шины высокого давления указан на боковине в образе целого либо дробного числа (точнее, это целое число с простой дробью). Порядок обозначений такой: первое число говорит о внешнем диаметре, второе – о размере профиля. Между числами имеется знак умножения.
Известно, что шины низкого давления для внедорожников и вездеходов обладают большим пятном контакта с дорогой, обеспечивая прекрасное сцепление. Но шины высокого давления для автомобилей повышенной проходимости не годятся ввиду небольшого контактного пятна и протектора. Еще резине присущи такие качества как особая износоустойчивость, а также слабая эластичность. Из-за меньшего объема воздуха нагрузка ложится на саму конструкцию резины – ее оболочку и тканевые слои, которые от существенных ударов способны перетираться, а то и расслоиться.
Отсюда ясно, что для сложных дорожных (и, тем более – бездорожных) условий шины высокого давления не применяют. Зато грузоподъемность у них высокая – оттого ставят данную «обувь» на грузовики, автобусы, сельхозтехнику, полуприцепы-тралы и другие схожие машины.